Марк Солонин. На мирно спящих аэродромах...

Кликните мышкой чтобы увеличить изображение

9-я САД

В обширном лесном районе юго-западнее Белостока базировалась одна из лучших (по результатам предвоенных инспекторских проверок), получившая наибольшее (среди всех дивизий советских ВВС) количество новейших "мигов" 9-я САД под командованием Героя Советского Союза, ветерана испанской войны генерал-майора Сергея Черных. Четыре истребительных полка этой дивизии были почти полностью укомплектованы "мигами", но при этом истребители "старых типов", давно и хорошо освоенные летчиками, из полков еще не убрали, таким образом, в одной дивизии оказалось 366 самолетов-истребителей. По меньшей мере 366 - новые МиГ-3 непрерывным потоком шли в Белосток. На 1 июня их было 237 (23), но в докладе командующего ВВС фронта приведена цифра 262 (10).

Миф о том, что аэродромы 9-й САД находились чуть ли не рядом с пограничными столбами, что они подверглись артиллерийскому и даже минометному обстрелу, а "к полудню на летное поле выползли немецкие танки" (58), был выдуман задним числом и со вполне определенной целью - найти хоть какую-то "уважительную причину" для произошедшего в первые два дня войны разгрома. В распоряжении командования 9-й САД было 4 основных (Белосток, Бельск, Заблудово, Рось) и 21 оперативный (полевой) аэродром. Эти цифры известны по крайней мере с 1971 года, после выхода в свет монографии А.Г. Федорова (41). Как было уже выше от- [498] мечено, базовые аэродромы находились на расстоянии от 40 км (Бельск) до 170 км (Рось) от границы. Из числа оперативных во всех известных автору источниках упоминаются только 4 аэродрома (из 21), а именно: Себурчин (50 км), Высоке-Мазовецк (45 км), Долубово (22 км) и Тарново. Найти последний на карте автору не удалось. Поэтому примем на веру информацию о том, что Тарново находилось в 12 км от границы (56). В таком случае среди 25 аэродромов обнаруживается один, который действительно мог быть подвергнут артобстрелу. Что же касается "немецких танков", то маршруты движения частей 2-й танковой группы Гудериана давно и доподлинно известны - ближайшие танки "проползли" за 100-150 км к югу от района базирования 9-й САД...

Восстановить реальную картину событий почти невозможно: 9-я САД просто исчезла. Никаких ее архивов не сохранилось (56). Командир дивизии был арестован 8 июля и расстрелян 16 октября 1941 г. Практически все, что известно о судьбе 9-й САД, может уместиться на паре страниц.

"...9-я смешанная авиационная дивизия к началу войны получила 262 самолета МиГ-1 и МиГ-3 и приступила к их освоению. Всего было на "мигах" выпущено до 140 летчиков и продолжался выпуск остальных. На новых самолетах производились только аэродромные полеты и отстрел пулеметов в воздухе. Материальная часть к началу войны была не освоена..." (10, стр.128). Это строки из отчета командующего ВВС фронта Науменко. Материальная часть действительно "была не освоена" - злополучные пулеметные синхронизаторы на "мигах" за полгода так и не были отлажены, в результате чего и произошел, вероятно, первый в истории войны воздушный таран: у младшего лейтенанта Д.В. Кокорева (124-й ИАП) пулеметы замолчали после первых же выстрелов, в 4.30 утра. Летчик пошел на таран и винтом отрубил хвостовую часть самолета противника (предположительно - Ме-110 из состава SKG 210).

Обрывки различных мемуарных свидетельств, добросовестно собранные в работе (58), позволяют предположить, что два полка 9-й САД (124-й ИАП и 126-й ИАП, 103 летчи- [499] ка, 120 "мигов" и 52 И-16) провели ранним утром 22 июня (с 4 до 9 часов утра) несколько воздушных боев, в ходе которых было сбито 8 вражеских самолетов и потеряно 3-4 своих. Потери, как видим, минимальные (менее 2,5%). О достоверности достоверности побед судить трудно, тем не менее среди 47 сбитых и поврежденных самолетов 2-го Воздушного флота люфтваффе вполне могли быть и сбитые этими полками.

Каких-либо упоминаний о боевых действиях, победах и потерях в воздухе 41-го ИАП (63 летчика, 56 "мигов" и 22 И-16) автору найти не удалось.

Наиболее подробные крохи информации обнаруживаются в описании боевых действий четвертого по счету истребительного полка 9-й САД - 129-го ИАП (40 летчиков, 61 МиГ и 57 И-153).

По странной иронии судьбы, именно этот полк и находился на аэродроме Тарново, в 12 км от границы. Полк вовсе не был уничтожен "артиллерийским обстрелом" противника, а провоевал всю войну, превратившись в 5-й Гвардейский. Со ссылкой на архивный фонд 5-го ГИАП авторы монографии (94) так описывают первые часы боевых действий 129-го ИАП:

"...Появление ранним утром вражеских самолетов не застало врасплох 129-й ИАП. С рассветом одна эскадрилья была поднята в воздух, и в 4.05 в ходе боя с дюжиной Bf-109 старший политрук A.M. Соколов, пилотировавший МиГ, одержал первую победу. Так же удачно удалось отбить налет на аэродром Тарново группы из 18 Не-111- немцам не удалось прицельно сбросить бомбы".

Схожая картина событий дана и в послевоенных воспоминаниях бывшего комиссара 129-го ИАП В.П. Рулина. По его свидетельству, на рассвете 22 июня 1941 г., в 4 часа 5 минут командир полка капитан Ю.М. Беркаль объявил боевую тревогу и поднял все четыре эскадрильи в воздух. Немецкие бомбардировщики пытались бомбить полевой аэродром полка в Тарнове, но, атакованные нашими истребителями, беспорядочно сбросили бомбы и повернули назад. В этом воздушном бою летчики Соколов, Кузнецов, Николаев сби- [500] ли два бомбардировщика "Хейнкель-111" и один прикрывавший их "Мессершмитт". Еще один вражеский истребитель сбил в бою над Ломжей младший лейтенант Цебенко. Всего утром 22 июня полк сбил 6 самолетов, потеряв в воздухе всего два самолета. В воздушных боях над аэродромом Тарново погибли И. Гирман и Н. Ерченко, в загоревшемся при взлете МиГ-3 погиб младший лейтенант А. Радугин. И это - все потери летного состава разгромленного полка исчезнувшей дивизии за 22 июня 1941 года.

За первый день войны 129-й ИАП израсходовал 15 тыс. патронов калибра 12,7 мм и 36 тыс. патронов калибра 7,62 мм (94). Это исключительно ценная информация. Во-первых, из нее следует, что синхронизатор на МиГе наладить - при наличии желания - можно. Во-вторых, сравнивая эти цифры со стандартным боекомплектом МиГ-3 (300 патронов к пулемету УБС и 750 к двум ШКАСам), мы приходим к выводу о том, что полк провел не менее 50 боевых вылетов, в ходе которых произошел воздушный бой с противником. Возможно, что сведения о 6 сбитых самолетах противника имеют под собой некоторые основания. В любом случае потеря всего лишь одного самолета в ходе полусотни воздушных боев свидетельствует о высоком уровне летной подготовки пилотов 129-го ИАП, да и о качестве истребителя МиГ-3.

Кроме четырех истребительных, в составе 9-й САД был и один бомбардировочный полк - 13-й БАП (45 экипажей, 51 самолет СБ/Ар-2 и 8 Пе-2). Это тот самый авиаполк, который одним из первых в советских ВВС освоил бомбометание с пикирования, тот самый, в котором "с рассвета дотемна эскадрильи замаскированных самолетов с подвешенными бомбами и вооружением, с экипажами стояли наготове" (об этом мы упоминали в предыдущих главах). Есть в мемуарах П.И. Цупко (в начале войны - командир экипажа бомбардировщика Ар-2 из состава 13-го БАП) и очень странные эпизоды. Они не подтверждаются никакими другими (известными автору этой книги) источниками. И тем не менее [501] коль скоро славный Политиздат дважды (в 1982 и 1987 гг.) выпустил в свет книгу П.И. Цупко, не грех и нам привести два фрагмента из этих воспоминаний:

"...На воскресенье 22 июня в 13-м авиаполку объявили выходной. Все обрадовались: три месяца не отдыхали! Особенно напряженными были последние два дня, когда по приказу из авиадивизии полк занимался 200-часовыми регламентными работами, то есть, проще говоря, летчики и техники разбирали самолеты на составные части (еще проще говоря- привели самолеты в абсолютно неисправное состояние. - М.С.), чистили, регулировали их, смазывали и снова собирали...

...Вечером в субботу, оставив за старшего начальника оператора штаба капитана Власова, командование авиаполка, многие летчики и техники уехали к семьям в Рось... Весь авиагарнизон остался на попечении внутренней службы, которую возглавил дежурный по лагерному сбору младший лейтенант Усенко..." (64, стр. 12).

Но и это еще не все: "полевой аэродром не имел зенитных средств прикрытия, т. к. накануне зенитная батарея была снята с позиции и уехала на учения... о приближении немецких самолетов служба ВНОС не оповестила..."

Несмотря на такую многостороннюю преступную халатность, 13-й БАП понес от первого налета немецкой авиации (по словам Цупко, первые бомбы упали очень рано, в 3 ч 47 мин.) минимальные потери:

"Отбомбившись, фашисты улетели. Было убито двое, ранено шестеро бойцов, сгорели два самолета - СБ и У-2".

Через несколько часов после первого налета немецкой авиации (т. е. все еще ранним утром 22 июня) экипаж Ар-2 под командованием младшего лейтенанта К. Усенко вылетел на разведку в район Гродно - Августов. Маршрут разведывательного полета описан в книге с предельной точностью. Это позволяет оценить время полета - самое большее два-три часа. Следовательно, никак не позднее полудня Ар-2 зашел на посадку на аэродром штаба 9-й САД у Белостока. Самолет Усенко уже было приземлился, и в это время "от ангара отделились и побежали развернутой цепью к самолету сол- [502] даты в серо-зеленой форме. По другую сторону ангара Константин вдруг разглядел шесть трехмоторных транспортных Ю-52, еще дальше - до десятка Ме-110... У самолетов сновали серо-зеленые фигурки..." (64, стр. 29).

Кликните мышкой чтобы увеличить изображение

Короче говоря, немцы деловито обживали аэродром, находящийся всего в нескольких верстах от штаба 10-й армии Западного фронта, Белостокского областного управления НКВД и прочая. В полдень 22 июня все эти уважаемые организации вроде как еще были на месте и никуда не "перебазировались". Немецкая же пехота заняла Белосток только на пятый день войны...

Подвести итоги первого дня войны в 9-й САД просто невозможно. Нет такой арифметики, которая могла бы описать эту историю. Истребительные полки потеряли в воздухе не более 10 самолетов. 13-й БАП от первого удара (для этого полка он действительно стал "внезапным") потерял 1 бомбардировщик СБ. Официальная советская историография настаивает на том, что 9-я САД потеряла 22 июня 1941 года 347 самолетов. Остается только согласиться с тем, что все они были потеряны на земле.





Марк Солонин. На мирно спящих аэродромах... 22 июня 1941 года. Москва, "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2006

Главная страница     Начало войны     Западный фронт.     Назад в раздел


При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Copyright © 2003-2009